Хуаньцю шибао (Китай): что попадет в список нематериального наследия ЮНЕСКО – французский багет или цинковые крыши Парижа?

Согласно недавним сообщениям газеты «Паризьен» и других французских СМИ, Франция готовится подать заявку на включение одного из своих национальных символов в список нематериального наследия ЮНЕСКО в 2022 году. Претендентами являются цинковые крыши Парижа, французский багет и винный фестиваль в Арбуа. Подать заявку на включение в список нематериального культурного наследия можно только один раз в два года, представив при этом только один объект, поэтому Министерство культуры Франции колеблется в выборе одного из этих важнейших символов французской культуры.

Цинковые крыши — изюминка Парижа

Темно-серые цинковые крыши являются отличительной особенностью французской столицы. С высоты Эйфелевой башни или вершины холма Монмартр открывается восхитительный вид на эти крыши, сверкающие на солнце темно-серым, светло-серым и зеленовато-серым блеском. Покрывать крыши оцинкованной кровлей начали в середине XIX века, когда Наполеон III затеял крупномасштабную реконструкцию Парижа. По инициативе губернатора города барона Османа было снесено большое количество ветхих построек, на месте которых появились роскошные жилые дома из известняка. Для того, чтобы снизить давление, вызванное увеличением этажности зданий, барон Осман решил использовать в качестве основного кровельного покрытия новый материал того времени — оцинкованные листы металла. Данный материал отличался легкостью и прочностью, хорошо защищал от влаги и солнца, а также легко подвергался резке и установке. В результате цинковые крыши придали еще большее очарование роскошным домам Парижа. Крыши французской столицы являются объектом многих известных произведений искусства: картин Моне, Ван Гога, Сезанна и других художников, стихов Превера и Мадам де Сталь, песен Ива Монтана, Эдит Пиаф и так далее. 80% всех зданий Парижа покрыты цинковой кровлей, этот способ оформления крыш переняли и другие города Франции и Европы, например, швейцарский город Женева.

Однако претендентом на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в этот раз являются не сами цинковые крыши Парижа, а технология их производства и обслуживания. Согласно практике, оцинкованные листы следует заменять каждые 50 лет, а также регулярно проводить техническое обслуживание. Кроме того, необходимо обеспечивать теплоизоляцию в соответствии с новыми французскими стандартами охраны окружающей среды, что повышает уровень профессионализма и техническую сложность соответствующих процессов. Но на сегодняшний день во Франции не так много специалистов, занимающихся кровельными работами с использованием цинка, — около 45 тысяч человек во всей стране, и всего 500 из них в Париже. По данным соответствующих отраслевых организаций, французская молодежь все меньше интересуется этим традиционным ремеслом. Поэтому, если мастерство создания цинковых крыш будет включено в список всемирного нематериального культурного наследия, то это задаст новый импульс развития данной отрасли и способствует серии технологических реноваций. В 2014 году французское правительство уже подавало заявку в ЮНЕСКО на включение цинковых крыш в список нематериального культурного наследия, но они были вытеснены другим объектом. Кто бы мог подумать, что в этот раз у цинковых крыш будет еще более сильный конкурент — всемирно известный французский багет.

Багет получил поддержку президента

Еще в 2018 году президент Франции Эммануэль Макрон предложил включить багет в список всемирного нематериального культурного наследия. Он назвал багет частью повседневной жизни французов, продуктом, который едят утром, днем и вечером. Комментируя слова президента, французские СМИ добавили: даже итальянскую неаполитанскую пиццу и турецкий кофе включили в список нематериального культурного наследия, и французский багет уж точно должен туда попасть. Французские пекарни ежедневно реализуют три миллиона багетов, поэтому данное хлебобулочное изделие можно считать символом французской кухни и образа жизни французов.

Существует несколько версий происхождения багета. Одна из них гласит, что, когда Наполеон готовился вести свои войска, он попросил повара сделать хлеб более удобным для переноски, по сравнению с привычным хлебом круглой формы. Тогда и началось распространение узкого и длинного багета, который можно было носить с собой и есть прямо на ходу. Некоторые специалисты считают, что, скорее всего, багет появился в конце XIX — начале XX века. Рабочие, занимающиеся строительством метро в Париже, часто устраивали драки. Поэтому власти запретили им носить с собой ножи и создали такой хлеб, который не нужно было резать. Какая из версий верна — не имеет значения. Точно известно, что в 1920 году во Франции вышел закон, запрещающий пекарням разжигать огонь в печах до четырех часов утра. Поскольку на выпекание традиционного хлеба уже не хватало времени, пекарни начали массово изготавливать багеты, приготовление которых не занимало много времени.

По стандарту размеры традиционного багета составляют пять см в ширину, четыре см в высоту, 65 см в длину, а вес — 250 грамм. Хлеб должен иметь хрустящую корочку и быть мягким внутри, цвет готового хлеба — медово-желтый. В 1993 году во Франции был принят закон, предусматривающий, что в состав традиционного французского багета может входить только четыре ингредиента — пшеничная мука, вода, дрожжи и соль. Кроме того, хлеб запрещено замораживать или добавлять консерванты. Несколько лет назад федерация французских пекарей обратилась к Елисейскому дворцу с просьбой поддержать их заявку на включение багета в список ЮНЕСКО для того, чтобы защитить технологию приготовления традиционного французского хлеба. Пекари также надеются на сокращение доли замороженных багетов, которые продают в супермаркетах и круглосуточных магазинах, поскольку они изготавливаются не в соответствии с традиционной технологией. Благодаря поддержке президента заявка на включение багета в список культурного наследия была предана широкой огласке.

Винный фестиваль в Арбуа отражает местный колорит

Еще одним кандидатом на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО является традиционный фестиваль вина родом из департамента Юра на востоке Франции. Этот праздник возник в средние века и в XII веке стал своеобразным сельским обычаем. Фестиваль проводится ежегодно в первое воскресенье сентября в городе Арбуа, располагающимся в винодельческом районе. Люди не только поют и танцуют, но и представляют широкому вниманию гигантские виноградные гроздья весом 80-100 кг. Это довольно зрелищная картина. Подобные фестивали позволяют продемонстрировать обычаи и жизненные устои сельского народа, отражают местный колорит и имеют важное этнологическое значение.

Приведенные выше три объекта соответствуют требованиям ЮНЕСКО по включению в список нематериального культурного наследия. Министерству культуры Франции необходимо сделать выбор к концу марта и представить его президенту для принятия окончательного решения. Несмотря на то, что мнения французов разделились, все больше людей считает, что, независимо от того, какой из объектов попадет в список ЮНЕСКО, все они являются гордостью Франции и представляют важную ценность для человеческой культуры.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.