La Vanguardia (Испания): не трогайте нос Мухтара

La Vanguardia logoLa Vanguardia, Испания
Пассажир на станции Арбатско-Покровской линии метро "Площадь Революции"

На «Площади Революции» в Москве находится одна из самых любимых москвичами скульптур московского метро. Речь идет о собаке-пограничнике, которую прозвали Мухтаром. Многие верят, что она, как и остальные скульптуры, исполняет желания, нужно лишь ее потереть. Но теперь из-за этого администрация города настаивает на том, чтобы их убрать.

Традиция берет начало в 1938 году, когда студенты начали тереть нос собаки, чтобы получить хорошие оценки.

Грандиозная станция метро «Площадь Революции», расположенная неподалеку от Красной площади в Москве, была открыта в 1938 году. Тогда же студены Университета им. Баумана стали тереть нос собаки-пограничника, одной из самый любимых скульптур московского метро.

Студенты хотели получить от бронзовой собаки удачу на экзамене, поэтому по пути на столь пугающее мероприятие они на мгновение выходили на этой станции, искали нос животного, тщательно его терли и запрыгивали в тот же вагон, чтобы не опоздать в университет. Так они неосознанно создали традицию, которая сохранилась и спустя почти столетие, однако сейчас управление московского метро пытается от нее избавиться.

Многие в российской столице называют любимую статую Мухтаром — это общее имя полицейских собак в российских сериалах. Однако настоящее имя животного — Ингус, он был напарником героического советского пограничника Никиты Карацупы, вдохновившего скульптурную группу.

С годами студенческое суеверие распространилось среди всех пассажиров одной из самых загруженных систем подземного транспорта в мире (в прошлом году до начала пандемии московское метро перевозило в среднем девять миллионов пассажиров ежедневно). Суеверие распространилось на все 76 скульптур, созданных скульптором Матвеем Манизером для архивольтов, спроектированных архитектором Алексеем Душкиным.

Считается, что если потрогать маузер офицера секретной полиции или почесать хохолок петуха, то получишь удачу в денежных делах. Некоторые женщины рекомендуют потереть туфельку студентки, чтобы получить удачу на любовном фронте. Те, у кого уже есть молодой человек, предпочитают потрогать ножку ребенка, чтобы семья получилась крепкая. А тому, кто просто хочет спокойный день без сюрпризов, рекомендуют потрогать флажок матроса.

Никто не знает, изменили ли скульптуры хоть чью-то жизнь, однако изменились сами скульптуры, сейчас они ярко блестят. Однако этот блеск не нравится управлению московского метро, которое считает, что все эти прикосновения испортили изначальный облик скульптурного ансамбля на одной из самых знаковых станций. 

Именно поэтому Департамент транспорта российской столицы обратился к пассажирам московского метро с просьбой, очень сочетающейся с требованиями этого года. В метро постоянно звучит объявление, призывающее соблюдать социальную дистанцию, носить маски и перчатки, а теперь мэрия хочет, чтобы люди загадывали свои желания, не прикасаясь к скульптурам. Как утверждается, расстояние — лучший способ не заразиться.

«За годы исполнения желаний статуям самим нужна помощь — многие истерлись и потеряли первоначальный облик», — говорится в сообщении Департамента транспорта. Если москвичи будут загадывать свои желания, не прикасаясь к скульптурам, их способности останутся и для будущих поколений, так власти пытаются сохранить магическую силу, создававшуюся в течение многих лет. «Статуи будут вам благодарны, и все точно сбудется». 

После такого количества прикосновений уходит сама история. И та, которую они собой воплощают, — советское общество после революции, и история процесса создания. Дело в том, что Манизер в своей работе использовал живых моделей. Одна из школьниц, держащих глобус, — Нина Павлова, которая в то время училась в шестом классе в одной из школ в центре Москвы. Скульптор увидел ее фотографию и решил использовать ее как модель. Матрос с наганом — Алексей Никитенко, он позировал для скульптора, когда был кадетом в Санкт-Петербурге, а потом в звании лейтенанта отличился во время боев с японцами.

Для сохранения скульптур их предлагали убрать на реставрацию. Скульптор Илья Дюков считает, что можно было бы поместить сами скульптуры в музей, а для «почесываний» поставить на станции репродукции. Это не было бы в новинку, наган моряка уже несколько раз крали и заменяли копией.

Это будет второй раз, когда скульптуры покинут станцию. В первый раз это случилось во время Второй мировой войны. Их эвакуировали и вернули только после окончания войны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на нас в Twitter и каждый час получайте переводы материалов зарубежных СМИ.