Folha de S. Paulo (Бразилия): чествование советского рокера и высказывание Горбачева о Белоруссии возвращают в 90-ые

Экран компьютера заполнило видео. Зазвучала гитара, послышалась рок-мелодия эпохи перестройки. Это видео — сообщение о переносе на 2021 год концерта, на котором группа «Кино» должна была воссоединиться спустя 30 лет после смерти её лидера Виктора Цоя.

Сегодняшняя причина изменений — пандемия.

Рок-группа «Кино» была создана в 1982 году. Она стала символом эпохи реформ Михаила Горбачева. Преждевременная сметь Цоя в автомобильной аварии прервала художественное осмысление тревог и тягот, одолевавших советского человека.

В последние несколько недель жизнь заставила меня вспомнить 80-ые и 90-ые годы, отмеченные падением Берлинской стены, концом холодной войны и распадом Советского союза. Я вспомнил Цоя и вновь услышал Горбачева.

Возглавив Кремль в 1985 году, Горбачев запустил ряд реформ. Политические реформы окрестили «гласностью», а экономические, целью которых было оживить гибнущую плановую экономику, — «перестройкой».

Этим Горбачев хотел обновить и спасти коммунистическую партию, но у него не вышло. Реформы показали нежизнеспособность системы, усугубили экономический кризис и ускорили падение режима.

Несмотря на поражение во внутренней политике, имя Горбачева навсегда останется в истории ХХ века. Он положил конец холодной войне и спас глобальное сотрудничество. В 1990 году ему присудили Нобелевскую премию мира.

С высоты своих 89 лет отец гласности недавно высказался на тему кризиса в Белоруссии, бывшей советской республике, где протестующие требуют отставки диктатора Александра Лукашенко. Горбачев выступил в поддержку продемократического движения и попросил решить вопрос внутри страны, без привлечения внешних сил.

Свидетель окончания геополитического разделения европейского континента в 1980-ых годах, Горбачев предупредил о возможных рисках. Сложившаяся ситуация может еще больше обостроить отношения между Россией, выступающей на стороне Лукашенко, и Европейским союзом, заинтересованным в смене власти в Минске.

Мнение Горбачева и мелодии «Кино» смешались в моем сознании. Песня «Перемен», написанная и популяризированная Виктором Цоем, стала саундтреком продемократических выступлений в Белоруссии. Спустя три десятилетия с момента появления главной группы в истории советского рока песня снова обрела свой изначальный смысл.

Карьеру Цоя окружало несогласие. Коммунисты считали рок «контрреволюционным движением». В времена Горбачева для молодых людей он был способом выразить свое недовольство бюрократическим застоем и авторитаризмом дряхлой советской системы.

В 1987 году официальный кинематограф перестройки выпустил фильм «Асса», где изображается поражение советской системы. Финальная сцена хрестоматийна. Цой разговаривает со служащей государственного ресторана, ответственной за бюрократическое оформление его вечернего выступления.

Служащая, в лучших традициях эпохи Брежнева, надоедает молодому артисту с требованиями сертификатов и разрешений. Цой теряет терпение, уходит к группе и начинает петь «Перемен», гимн реформ. В этот момент появляются финальные титры.

Песня вернулась в политику в 1991 году, когда идейные коммунисты в провальной попытке государственного переворота собирались положить конец перестройке. Их противники включили эту песню с помощью громкоговорителей в центре Москвы.

Цой не застал этот момент, он умер 15 августа 1990 года. Его сын Александр собирался объединить оставшихся членов группы в 2020 году. Однако оппозиционные послания Цоя вернутся на сцену только в следующем году.

Жайме Спицковский — журналист, бывший корреспондент Folha в Москве и Пекине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на нас в Twitter и каждый час получайте переводы материалов зарубежных СМИ.